Твиттер: Добавлен ряд образцовых работ в раздел менеджмент.

Международное предпринимательство. Понятие и формы международного бизнеса.
Современный этап развития мировой экономики.
Пофакторный анализ объема товарооборота в торговли.
Сущность факторного анализа товарооборота.
Характеристика материального потока.
Механизм фискального администрирования акцизного сбора.
Украина в сетях мирового финансового кризиса.

Рынок и его экономическая сущность

06-11-2017

Несмотря на то, что рынок как один из институтов товарного производства существует уже около 7 тысяч лет, первые попытки дать его научное определение были сделаны менее двух веков назад. Даже в трудах А. Смита и Рикардо рынок рассматривался как одно из поверхностных явлений в экономике, поэтому это понятие употреблялось преимущественно для характеристики рыночного спроса.

Сначала доминировал преимущественно бытовое понимание рынка как синонима термина "базар", т.е. как определенная рыночная площадь, на которой велась розничная торговля. Это обусловлено его появлением в период распада первобытнообщинного строя, когда обмен остатками продуктов между общинами осуществлялся регулярно, а значит, в период существования развернутой форме стоимости. Несмотря на это, такое первоначальное слишком упрощенное понимание сущности рынка сохранилось и до наших дней.

С развитием общественного разделения труда постоянно расширялась территория, на которой велась торговля. В частности, в XII веке начинает развиваться обмен между городами, а в городах проходят многочисленные регулярные ярмарки. Поэтому место торговли расширяется и вместо рыночной площади становится все чаще употребляться термин "район торговли". Поэтому неслучайно французский экономист А.Курно в первое в научной литературе определения понятия "рынок" начинает с термина "район". "Рынок - это всякий район, где отношения покупателей и продавцов друг с другом на столько свободные, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться." Положительным в этом определении является характеристика рынка через отношения субъектов рынка.

Эта сторона определения воспроизводилась в трудах западных экономистов в последующий период. Так, Маршалл рассматривал рынок как любую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключают крупные сделки в отношении любого товара. Однако в этом определении, которые и в дефиниции А.Курно, нет четкой классификации самих отношений: Курно называет их просто отношениями, Маршалл - деловыми. Кроме того, нецелесообразно среди субъектов рынка выделять только разных лиц (группу людей), поскольку к ним относятся и юридические лица. Вместе определения А.Курно является совершенным, поскольку в нем акцент изначально делается на отношения, а у Маршалла - на группу людей. Такой же недостаток присущ характеристике рынка как совокупности покупателей.

В учебнике "Экономикс", подготовленном К.Р.Макконнеллом и С.Л.Брю, рынок рассматривается как «институт или механизм, который сводит вместе покупателей (представителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг". Американский экономист П.Хейне утверждает, что рынок - "это просто набор взаимосвязей или конкурентных товаров". Названы определения объединяет то, что все они обусловлены западной традиции предмета экономической науки, то есть без акцента на изучении производственных или экономических отношений. Кроме того, в определениях, А.Курно и А.Маршалла отмечается тенденции к выравниванию цен есть называется важная функция рынка. В дефинициях "экономикс" и П.Хейне сделан шаг назад по сравнению с предыдущими определениями, поскольку объезд такое свойство рынка, как отношения, между людьми и не подаются сущностные признаки данного института.

В современные экономические теории или политической экономии в соответствии с предметом этих наук на первый план при определении сущности рынка выдвигается система или парная совокупность экономических отношений, а также делается попытка связать его с определенными функциями (формирование спроса и предложения и цен на товары). Так, российский экономист Ю.Яковець рассматривает рынок как "совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме". Недостатком такой трактовки рынка является отсутствие субъектно-объектного подхода.

Важным условием определения сущности любой экономической категории является соблюдение принципа историзма. В приведенных определениях такой принцип игнорируется. Вследствие этого все определения сущности рынка отражают реалии сегодняшнего, а, скорее, двухсотлетней давности, когда господствовала свободная конкуренция.

Сущность рынка, по нашему мнению, заключается в том, что это определенная совокупность экономических отношений между различными типами фирм (промышленными, торговыми компаниями, корпорациями, государственными фирмами, банками и т.д.), а также государством и государств между собой и наднациональными органами и другими субъектами " объектами по поводу купли-продажи товаров и услуг в соответствии с законами современного товарного производства.


Смотрите также:
 Особенности взаимодействия органов государственного управления стран ЕС
 Объективная потребность и сущность государственного регулирования рынка.
  Усиление реакции в духовной жизни
 Понятие и виды методов государственного управления
 Новые тенденции в деятельности украинского оппозиционного движения

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Комментарии:
Автор: Mina 02-10-2012, 01:12
А на сколько вообще современные тенденции рынка поддаются классическим законам? ведь сейчас появилось куча попочных факторов - от моментального распространения информации в сети интернет до политических факторов.

Обучение Юристов
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Во многих вузах разработаны и внедряются сквозные программы подготовки специалистов, структурно-логические схемы, учебно-методические комплексы дисциплин и специальностей, квалификационные характеристики, новые спецкурсы.
Читать далее


Финансовый Кризис
ВЛИЯНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КРИЗИСА

Мировой финансово-экономический кризис очень ярко проявила все недостатки, присущие рыночной экономике неспособность обеспечивать конкурентную среду, обусловленность безработицы, создание значительной дифференциации...
Читать далее


Управление Знаниями
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

В наше время быть хорошей организацией, учреждением хотят почти все, но быть лучше других - большое дело.
Читать далее

Новое в Галерее